вторник, 12 августа 2014 г.

Природный парк Большой Тхач

Большой Тхач - гора, манившая меня с тех пор, как я случайно наткнулся на ее фото в сети, около года назад. Скальные отвесные стены, стремились в высь образовывая некую корону над альпийскими лугами. Эта массивная громада поразила и влюбила в себя! Мне очень захотелось посетить ее. Но не всегда получается сделать то, что хочется, сразу.
Шло время, я изучал район, читал отчеты и чем больше узнавал, тем больше удивлялся уникальности природного парка Большой Тхач, который кстати занесен в список Всемирного наследия Юнеско.

И вот настал апрель, тянуть больше нельзя, впереди майские праздники! Открыть сезон с горы Тхач - моя цель! оставалось найти напарника. Тут то я и приуныл, ни кто из моих близких походников не мог вырваться на неделю. А идти туда на три дня я не хотел, не тот кайф. Друзья звали в окрестности горы Фишт, и я уже почти смирился, что Тхач не в этот раз... Но как то вечером переписываясь с другом детства, ныне живущем в Москве, я обмолвился о былых планах на май, да и предложил сходить вместе, мол там - скалы, пещеры, все как ты любишь!

И вот напарник найден! Неделя на подготовку, без прерывное обсуждение маршрута и снаряги, молитвы на погоду, встреча Славяна в аэропорту Сочи, паковка рюкзаков, подъем в пять утра, прыгаем в машину и Иииихааа!!! Мчим на точку старта - село Новопрохладное. По прогнозу погода обещала нам незабываемые ливневые денечки с грозами и ураганами)), но отступать было не куда!

Тхач вблизи Новопрохладного

Спустя восемь часов мы были в селе. Оставив под присмотром местного жителя авто мы узнали что он в скором времени едет на тайвань( место слияния рек Большего и малого Сахрая) за группой туристов и готов взять нас собой. Эта новость не могла не радовать, ведь мы экономили три часа!

Дорога на Тайвань

Верный пес всегда со мной

С тайваня собственно и началась пешая часть пути. Дальше тропа вела нас вдоль русла большого Сахрая, переходила с одного берега на другой, заставляя пересекать реку вброд.

Так мы добрались до места где тропа уходила круто в гору, оставляя речку позади, и решили встать на ночевку т.к. вечерело.

Вид с места ночевки

Утром спали долго, все-таки отдых)), поэтому вышли поздно. Дальнейший  подъем до скалы Колокольня оказался достаточно крутым, особенно с весом наших рюкзаков.

Скала Колокольня
От скалы уходим вправо, дальше тропа идет вдоль стены Большого Тхача. Цель сегодняшнего дня - Балаган Ветреный, там планируем встать базовым лагерем.

Просто идти вперед, нереально - слева бастионы Тхача, глаз не оторвать, справа потрясающие панорамы! движемся не спеша, много фотографируем.

На закате солнца вышли к балагану. Маленький уютный домик расположен на поляне с шикарным видом! Огромное спасибо тем людям которые его здесь соорудили! В нем мы провели следующие три ночи.

Балаган Ветреный
Не смотря на плохой прогноз, погода радовала и следующем утром увидев ясное небо отправляемся на вершину! Берем с собой всю снарягу, т.к. в планах присмотреть подходящее место на скале и полазить со страховкой.

Красоты вокруг нереальные!

Пурга довольная резвиться на снегу

Недалеко от тропы на карте обозначена пещера, сворачиваем к скале поискать ее. Нашли довольно быстро, но вход был очень мал и мы бросили эту затею, тем более что приглянули место для тренировки.

Поднялись вплотную к расщелине и полезли на страховке.

С верху скала выходит на крутой травянистый склон со снегом, были бы с собой ледорубы можно было бы взять Тхач влоб! Но так как мы планировали только тренировку, особо не расстроились и вдоволь налазившись продолжили путь на вершину в обход.

В этом месте выход с нашей расщелины

Вот и вершина впереди!

Отдохнув на вершине минут 20 начинаем спуск, а Тхач тем временем все больше начинает затягивать туман.

Бесстрашный пес

К тому времени как мы спустились, гора уже вовсю была во власти непогоды.

Краснокнижный хищник - Сип белоголовый, кружил над нами минут 10

Приближаясь к лагерю туман приоткрыл нам лик Тхача на несколько минут, после чего плотно затянул все вокруг и позже ночью, обрушился мощным ливнем.

А следующим утром погода вновь обрадовала нас чистым небом!

Сегодня план такой - подъем на Малый Тхач  и поиск Медвежьей пещеры.

Слева видно наш балаган

На склоне Малого, Большой Тхач открылся нам во всей красе!

Вид на Чертовы Ворота

Далеко внизу видно другой балаган

Вскоре выходим на вершину и видим надвигающиеся на нас грозовые тучи. Медлить нельзя - начинаем спуск к Медвежьей пещере.

Вот и она! Вход достаточно узок, но пролезть можно.

Преодолев ползком вход оказываемся в небольшом вестибюле, дальше ведут два туннеля - один вертикально вверх, другой горизонтальный вглубь горы.

Вертикальный ход

Пролезли вглубь мы метров 20 и нашли древние останки костей, видимо пещера не зря зовется Медвежьей и в былые времена здесь обитал берложник, смакуя по ночам добычу)

Далее пещера сужалась все больше и уходила вниз, а поверхность по которой мы ползли стала глинистой и скользкой. Если там нет места для разворота, обратно не вылезешь! Поэтому дальше лезть не стали.

Немного обследовав местность нашли интересный грот с еще более узким входом в пещеру, имеющую сквозной выход на отвесе скалы в нескольких метрах от грота.

После пещер забрались немного выше на гору и там обнаружили самый шикарный вид, из тех что мы видели, на Большой Тхач! Удивительное место!

Тучи сгущались, пора в лагерь! Идти пришлось в густом тумане, плюс еще и вечерело. Тропа местами терялась, но немного поплутав мы добрались до балагана, уже слегка подмоченные дождем. Ночью был сильный ливень и град.

Утром понимаем что непогода затягивается, решаем не спеша идти на спуск, тем более что все запланированное мы сделали, и даже больше!
Весь день возвращались в тумане под накрапывающий дождь.

Вот собственно и закончилось наше путешествие в удивительное царство Вечно молодого Бога (так Тхач переводится дословно с адыгейского). Это место уникально своим разнообразием и красотой! Пока писал статью заново пережил те счастливые моменты. Обязательно вернусь сюда еще не раз!

Если понравилась статья, поделитесь с друзьями.